Помощь детям

Рубрика: «Детский психолог - родителям и детям, а также бабушкам и дедушкам»
Представляем вниманию гостей сайта ведущую рубрики - Баеву Нину Аркадьевну.

Баева Нина Аркадьевна является психологом высшей квалификационной категории, практикующий психолог, гештальт-практик, участница многих обучающих мастер-классов в рамках повышения квалификации: «Терапия последствий травм и стрессовых ситуаций», «Нарративные практики помощи семьям в кризисных ситуациях»; «Терапия психосоматических расстройств в рамках гештальт-подхода»; «Пластические средства в работе с профессиональным выгоранием. Техники и приемы».

Стаж психологической практики более 10 лет, является Заслуженным учителем РФ, имеет публикации по детско-родительским отношениям, по оказанию психологической поддержки детей с ОВЗ, утвержденные коррекционно-развивающие программы для детей от 6 до12 лет.

Нина Аркадьевна более 25 лет руководила инновационным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Радуга» (см.: Энциклопедия «Лучшие люди России», «Одаренные дети России», «Славные сыны и дочери России»). Активно участвует в конференциях Гильдии психотерапии и тренинга, Всероссийских научно-практических конференциях, как то: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья», и др., является автором ряда статей по данной тематике.

Баева Н.А: - Здравствуйте незнакомые мне пока родители, бабушки и дедушки, взрослые, посвятившие себя воспитанию подрастающего поколения!

Специфична сама роль детского психолога в реализации психолого-педагогического сопровождения: это специалист, помогающий родителям и людям, заменяющим их, понять сегодняшнее состояние ребенка и отношение родителя к этому.


В настоящей рубрике психолог отвечает на вопросы, поднятые родителями, дети которых пребывают в возрасте от одного года до 16 лет, помогает найти эффективные пути разрешения имеющейся проблемы.


Цель психолого-педагогического консультирования - оказать родителю психологическую поддержку в более глубоком понимании проблемы, ее осознании и нахождении путей ее эффективного преодоления.

Если у Вас есть проблемы во взаимоотношениях с детьми, не дающие Вам покоя, если трудно найти эффективный путь их разрешения, помогите себе глубоко понять возникшую ситуацию, психологически проанализировать ее, найти силы ее изменить в направлении позитивного развития. За нами стоят дети – обеспокоенные, думающие, творческие, замкнутые и открытые…

«Какой помощи ждут дети от взрослых? Какую детскую реакцию получат взрослые? О чем говорят дети и что мы слышим, что ребенок хочет сказать? Детско-родительские отношения всегда содержат родительское любопытство.

Радуемся нашим народившимся детям, вот первый звук, слово, шаг…. А затем родительская надежда и тревожность: «Кем он станет, когда вырастет?»


Проходит время, дети становятся взрослыми, а количество проблем не убывает, зачастую возрастает. Подросшие дети могут легко перейти в категорию трудновоспитуемых.

В жизни каждого человека наблюдается несколько критических моментов, переходных этапов от одного взросления к другому.

В каждый из моментов детям необходима помощь взрослого – его умение принять, понять, признать ребенка и выразить Ему безусловную любовь.

В деле коррекции детско-родительских отношений важен стиль общения с ребенком, от этого зависит личностное развитие, формирование уверенности в себе, гибкости и целеустремленности.

Проблемные, трудные, непослушные, замкнутые, забытые дети – это почти результат не сложившихся семейных отношений.

Предпосылки будущих проблем, отношений и взаимодействия в социуме закладываются в раннем возрасте. Стиль детско-родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка. Это происходит очень рано. Став взрослым, человек невольно воспроизводит родительский стиль как естественный. И так из поколения в поколение. Родительские проблемы могут проецироваться на ребенке и повториться в его взрослой жизни в усугубленном виде. Многие из нас, вспоминая детство, часто повторяют слова, прибаутки, с которыми к ним ласково обращались родители. Например, «солнышко мое», «я знаю, ты сможешь» или огорчаются, вспоминая иное: «за что мне такое наказание», «ты не рассуждай, а делай, что говорят».

Варианты скрытого родительского обучения представлены американскими психотерапевтами – Робертом и Мери Гоулдингами. Они выделили в общении родителей и детей 12 директив подобного родительского обучения.

Например, самым жестким родительским обучением является посыл «не живи своей жизнью». В повседневности это может выражаться в постоянных повторениях и приговариваниях: «глаза бы мои на тебя не глядели», «чтоб ты сквозь землю провалился», «мне не нужен такой плохой мальчик».

Скрытым смыслом и результатом передачи посыла станет поведение взрослого человека, его отношение к своим родителям, передавшим это ребенку еще в раннем детстве и ставшим теперь взрослым, и имеющим собственных детей – это будет проявляться в чувстве вины перед отцом или матерью.

Подобное отношение к себе не дает ребенку, а потом и взрослому человеку, реализовать свои способности в различных сферах жизни. На эту директиву ребенок в подростковом возрасте может реагировать бессловесным или хулиганским поведением вне дома. Такие дети как бы специально «нарываются на наказание». Ведь наказание снижает чувство вины, проще чувствовать себя виноватым за разбитое стекло, нежели испытывать постоянное чувство вины в течение всей жизни. Для ребенка восприятие директивы напрямую неприемлемо, и он, защищаясь, ее изменяет.