Н.Н. Меркулова
МБУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
iceblue2008@yandex.ru
Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное действие в целом[1; 2; 3].
При переживании ребенком психотравмирующей стрессовой ситуации у детей могут проявляться следующие реакции: агрессивность, пассивная жизненная позиция, виктимность (переживание себя жертвой) и т д.
Все эти образования на индивидуально-психологическом уровне могут проявляться в следующих проблемных состояниях детей: 1. Чувство незащищенности и беспомощности. 2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. 3. Стыд, низкая самооценка, чувство вины. 4. Гнев, агрессивность. 5. Отчуждение от социального окружения. 6. Невыплаканное горе. 7. Травматические игры и повторяющиеся действия.
У детей, переживших психотравму, могут проявляться такие психосоматические нарушения как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Важно помнить, что за этими нарушениями может стоять травматический опыт ребенка и, следовательно, направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.
Детскому горю свойственны такие особенности, как отсроченность, неожиданность, скрытость, неравномерность. Ребенок может не проявить немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. Иногда настоящее осознание и переживание уг- раты ребенком приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события.
Открытое выражение детского горя может быгь неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «начинает плакать». Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени. У детей горевание часто имеег волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья.
Главная цель психосоциальной реабилитации детей — это помощь в преодолении травматического опыта, личностном развитии, успешной социализации.
Процесс реабилитации требует реализации комплексного подхода. Главные усилия следует направить, в первую очередь, на переработку и преодоление травматического опыта. Наряду с этим работа с последствиями травмы должна вестись в более широком плане. Это подразумевает мобилизацию ресурсов актуальной среды ребенка — родителей, семьи, педагогов школы, детского сада и т. д.
Системный подход способствует не только переработке травматического опыта, но развитию дефицитарных умений, прояснению основных жизненно важных целей и становлению свободных от агрессивности и озлобленности личностей.
Так, работа с навыками и поведением может происходить следующим образом. Она должна быть направлена на преодоление деструктивных стереотипов поведения; на формирование поведения, ориентированного на сотрудничество и кооперацию; на выработку навыков последовательной деятельности посредством участия детей в организованных структурированных действиях. Требуется работа по усвоению важных навыков и умений, которые необходимы для эффективной коммуникации, творчества и самовыражения.
При работе с эмоциями важно помочь детям в отреагировании собственного травматического опыта: выплакать горе, освободиться от агрессии, выразив ее; преодолеть скованность; разобраться в собственных эмоциях. При работе на этом уровне очень важно поощрение и развитие способности к эмпатии - эмоциональному сочувствию и сопереживанию другому человеку.
Работа по коррекции познавательных функций предполагает, что здесь работа должна вестись в двух направлениях.
1. Развитие блокированных травматическим опытом познавательных функций: способности концентрации внимания, произвольной памяти, творческого мышления. Последнее особенно важно для того, чтобы дети научились рассматривать события под различными углами и тем самым расширять свой кругозор.
2. Коррекция представлений о мире и собственном месте в нем, чтобы ребенок увидел окружающую действительность, не как враждебную, а как включающую в себя возможность самореализации; чтобы ребенок осознал свободу выбора и личностную ответственность за него.
При работе с системой ценностей и установок обращают внимание на следующее.
Важно представить детям возможность осознать, осмыслить, усвоить такие общечеловеческие ценности, как любовь, дружба поощрение, толерантность; приобщиться к национальному и мировому культурному наследию; вместе с тем не менее важно воспитание экологического сознания, снятия отчуждения от окружающей среды и выработка бережного к ней отношения.
А вот работа с личной идентичностью имеет свою специфику.
В процессе реабилитационной работы должна создаваться безопасная атмосфера, которая способствует самовыражению детей и, на этой основе, лучшему постижению собственной сущности — развитию самосознания, адекватной самооценки и самоуважения. Важно, чтобы ребенок осознал, признал и принял свою личность, понял, что он уникальный, самобытный индивид, обладающий свободной волей и богатым личностным потенциалом.
Направления работы:
• облегчение проживания утраты
• снижение психоэмоционального напряжения
• углубление взаимоотношений с близкими; эмоциональная поддержка друг друга;
• конструктивное освоение реальности смерти, расширение мировоззрения;
• приобретение важного жизненного опыта, выработка моделей поведения в случае смерти близкого человека;
• продолжение полноценной жизни, несмотря на испытание скорбью;
Некоторые методы работы с детьми
• Эмпатийное слушание
• Психологическая поддержка
• Методы активного воображения (зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые, кинестетические представления)
• Сказкотерапия (работа с метафорой)
• Когнитивная терапия (ребенку нужно понимать, что и для чего он делает)
• Психогимнастика
• Игра (ролевые игры, дидактические игры, деловые игры, игры-драматизации и др.)
• Арт-терапия
• Песочная терапия
• Музыкально-рисуночная терапия и др.
Литература:
1. Калшед Д. Внутренний мир травмы. М: Академический прюект, 2001.368 с.
2. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991.
3. Бермант-Полякова О. В. Пост-травма: диагностика и терапия. СПб.: Речь, 2006. 248 с.
МБУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»
iceblue2008@yandex.ru
Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное действие в целом[1; 2; 3].
При переживании ребенком психотравмирующей стрессовой ситуации у детей могут проявляться следующие реакции: агрессивность, пассивная жизненная позиция, виктимность (переживание себя жертвой) и т д.
Все эти образования на индивидуально-психологическом уровне могут проявляться в следующих проблемных состояниях детей: 1. Чувство незащищенности и беспомощности. 2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен. 3. Стыд, низкая самооценка, чувство вины. 4. Гнев, агрессивность. 5. Отчуждение от социального окружения. 6. Невыплаканное горе. 7. Травматические игры и повторяющиеся действия.
У детей, переживших психотравму, могут проявляться такие психосоматические нарушения как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Важно помнить, что за этими нарушениями может стоять травматический опыт ребенка и, следовательно, направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.
Детскому горю свойственны такие особенности, как отсроченность, неожиданность, скрытость, неравномерность. Ребенок может не проявить немедленного горя, а острая реакция иногда откладывается на месяцы. Иногда настоящее осознание и переживание уг- раты ребенком приходит с большим запозданием и под воздействием какого-либо значимого события.
Открытое выражение детского горя может быгь неожиданным для окружающих: только что ребенок играл, резвился и вдруг «начинает плакать». Дети переживают горе очень неравномерно и склонны выражать свою печаль от случая к случаю на протяжении длительного промежутка времени. У детей горевание часто имеег волнообразный характер, когда всплеск эмоций и поток слез сменяются относительным успокоением или даже оживлением и моментами веселья.
Главная цель психосоциальной реабилитации детей — это помощь в преодолении травматического опыта, личностном развитии, успешной социализации.
Процесс реабилитации требует реализации комплексного подхода. Главные усилия следует направить, в первую очередь, на переработку и преодоление травматического опыта. Наряду с этим работа с последствиями травмы должна вестись в более широком плане. Это подразумевает мобилизацию ресурсов актуальной среды ребенка — родителей, семьи, педагогов школы, детского сада и т. д.
Системный подход способствует не только переработке травматического опыта, но развитию дефицитарных умений, прояснению основных жизненно важных целей и становлению свободных от агрессивности и озлобленности личностей.
Так, работа с навыками и поведением может происходить следующим образом. Она должна быть направлена на преодоление деструктивных стереотипов поведения; на формирование поведения, ориентированного на сотрудничество и кооперацию; на выработку навыков последовательной деятельности посредством участия детей в организованных структурированных действиях. Требуется работа по усвоению важных навыков и умений, которые необходимы для эффективной коммуникации, творчества и самовыражения.
При работе с эмоциями важно помочь детям в отреагировании собственного травматического опыта: выплакать горе, освободиться от агрессии, выразив ее; преодолеть скованность; разобраться в собственных эмоциях. При работе на этом уровне очень важно поощрение и развитие способности к эмпатии - эмоциональному сочувствию и сопереживанию другому человеку.
Работа по коррекции познавательных функций предполагает, что здесь работа должна вестись в двух направлениях.
1. Развитие блокированных травматическим опытом познавательных функций: способности концентрации внимания, произвольной памяти, творческого мышления. Последнее особенно важно для того, чтобы дети научились рассматривать события под различными углами и тем самым расширять свой кругозор.
2. Коррекция представлений о мире и собственном месте в нем, чтобы ребенок увидел окружающую действительность, не как враждебную, а как включающую в себя возможность самореализации; чтобы ребенок осознал свободу выбора и личностную ответственность за него.
При работе с системой ценностей и установок обращают внимание на следующее.
Важно представить детям возможность осознать, осмыслить, усвоить такие общечеловеческие ценности, как любовь, дружба поощрение, толерантность; приобщиться к национальному и мировому культурному наследию; вместе с тем не менее важно воспитание экологического сознания, снятия отчуждения от окружающей среды и выработка бережного к ней отношения.
А вот работа с личной идентичностью имеет свою специфику.
В процессе реабилитационной работы должна создаваться безопасная атмосфера, которая способствует самовыражению детей и, на этой основе, лучшему постижению собственной сущности — развитию самосознания, адекватной самооценки и самоуважения. Важно, чтобы ребенок осознал, признал и принял свою личность, понял, что он уникальный, самобытный индивид, обладающий свободной волей и богатым личностным потенциалом.
Направления работы:
• облегчение проживания утраты
• снижение психоэмоционального напряжения
• углубление взаимоотношений с близкими; эмоциональная поддержка друг друга;
• конструктивное освоение реальности смерти, расширение мировоззрения;
• приобретение важного жизненного опыта, выработка моделей поведения в случае смерти близкого человека;
• продолжение полноценной жизни, несмотря на испытание скорбью;
Некоторые методы работы с детьми
• Эмпатийное слушание
• Психологическая поддержка
• Методы активного воображения (зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые, кинестетические представления)
• Сказкотерапия (работа с метафорой)
• Когнитивная терапия (ребенку нужно понимать, что и для чего он делает)
• Психогимнастика
• Игра (ролевые игры, дидактические игры, деловые игры, игры-драматизации и др.)
• Арт-терапия
• Песочная терапия
• Музыкально-рисуночная терапия и др.
Литература:
1. Калшед Д. Внутренний мир травмы. М: Академический прюект, 2001.368 с.
2. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Человеческое в человеке. М.: Политиздат, 1991.
3. Бермант-Полякова О. В. Пост-травма: диагностика и терапия. СПб.: Речь, 2006. 248 с.