Статьи

Какие есть стадии горя? И почему об этом важно знать

Взять перерыв

Как описать горе? Горе — это сложный процесс. Горе это про потерю. Это про многообразие чувств и эмоций.

В основном всем известна пятишаговая концепция стадий принятия горя, предложенная американским психологом Элизабет Кюблер-Росс. Горе, в данной теории, имеет несколько стадий и, прожив их все, наступает принятие. Человек же может «застревать» на любой стадии, возвращаться к предыдущему этапу. Книга «О смерти и умирании» 1969 года Кюблер-Росс стала бестселлером в США.

Конечно, нельзя говорить о том, что все люди проживают горе одинаково, даже наоборот, большинство фактов свидетельствует о том, что реакция на утрату будет очень отличаться. И вряд ли можно ожидать, что человек будет проходить предложенные в теории стадии, ожидаемым образом, в четкие временных рамки. Однако концепция позволяет понимать, что же с нами может происходить, когда мы горюем.

Традиционно выделяют 5 стадий горя:

1. Шок и отрицание. «Этого быть не может! Только не со мной». Если упростить, то смысл стадии в том, чтобы появившийся стресс имел свою дозировку, не «наваливался» всей мощью, а проходил этапами.

Опасность тут может заключаться в том, что человек блокирует свои чувства и эмоции.

В идеале, первая задача горевание - признание факта потери,ее значимости и необратимости.

2. Агрессия. Гнев. Кажется, что все вокруг вас не понимают, проявляют мало сострадания.

Злость на этой стадии может быть направлена на себя. На поиск виноватого, а виноватым можно назначить любого.

У этого процесса тоже есть смысл — «сберечь себя и не разрушится». Для этого можно направить гнев на кого-то другого.

3. Торг. «Еще все может наладиться. Может все не так уж и плохо?». Надежда, что текущую ситуацию можно исправить и вернуть хотя бы приблизительно то, что было. Мы уговариваем себя, что можно все изменить.

Торговаться при этом можно с самим собой, мысленно или напраямую с другими людьми, с высшими силами.

4. Депрессия. Стадия может быть длительной и затяжной.

Торг не удался. Горюющий может замкнуться в себе, плохо или совсем не чувствовать своих желаний, возможно становится неряшливым, забывает поесть. Среди симптомов можно назвать:

  • Сложности фокусировки внимания, невозможно сосредоточиться.
  • Бессонница в одни дни сменяется на сонливость
  • Отсутствует желание общаться.
  • Могут быть суицидальные мысли.
  • Отсутствует желание и мотивация заниматься делами.

В этот период может быть не лишним обращение к специалисту и рецепт на медикаментозную поддержку, а также возможна работа с психологом. На данной стадии важно обращать внимание на повседневные дела, ввести и придерживаться распорядка дня, совершать прогулки в одно и тоже время, делать зарядку 5 минут в день, массаж или самомассаж, витамины и т.д..

Продолжать жить, дышать, делать то, что хотел - не оскорбление потери, а напоминание себе о смысле сегодняшнего дня.

5. Принятие. Пройдя предыдущие стадии начинается осознание того, что необходимо жить и развиваться дальше. Жизнь не будет прежней, она изменилась. «Я жив, а значит, могу ещё что-то делать. Я нужен этому миру». В этот момент человек может искать для себя новые смыслы.



Пятишаговая концепция позволяет человеку ориентироваться в том, что с ним может происходить. Но стоит сказать, что стадийная концепция может иметь недостаток в том плане, что человек, не находящийся в изучении психологии на профессиональном уровне, может патологизировать свои или чужие реакции, ставить диагнозы, там, где они не могут просто помочь.

Если человек не прошёл какую-то стадию переживания, перескочил, возвратился, то важно учитывать религиозный, социальный контекст, изменчивость самих реакций, которые сопровождают потерю. Это совершенно не означает, что человек горюет как-то не верно.

Американский психолог Дж. Бонанно в своих работах по изучению и пониманию индивидуальных различий в переживании горя, выделили четыре компонента:

  • Контекст, в котором произошла потеря. (Была ли она ожидаемой, внезапной и т.д.)
  • Изменения в репрезентации утраченного близкого человека с течением времени. (Каждый ли день человек посвящает время утраченному? Как выражает свою скорбь и как это меняется со временем?).
  • Субъективные значения, связанные с потерей. В каких отношениях находился человек, с темЮ кого потерял? Был ли он обижен на него, зол т.д.
  • Роль управления и регуляции эмоций, которые могут помогать или наоборот ухудшить стресс от утраты.

Таким образом, можно говорить, что у каждого человека существуют персональные особенности, которые индивидуализируют процесс горя.

Также стоит обратить внимание на то, что кроме популярной и бесспорно интересной и полезной пятишаговой модели есть и другие концепции.

К примеру, дуальная модель процесса по М. Штрёбе и Х. Шуту. Это двухпроцессная модель преодоления тяжелой утраты, согласно которой человек, находящийся в процессе скорби чувствуют себя между двумя полюсами – ориентацией на потерю и ориентацией на восстановление.

В процессе человек пытается с одной стороны фокусируется на каком-либо аспекте самой утраты и пытается его разрешить, а с другой стороны человек делает попытки адаптироваться, справиться с проблемами обычной текущей жизни, которые могли измениться в результате потери.

Сильная тоска по потерянному и отчаяние от утраты противостоит обращению к новым возможностям, которые предоставляет жизнь. Желание скорбеть может существовать с одновременным желанием предпринимать что-то новое.

Процесс горевания сложный и многокомпонентный. Для того чтобы удержаться в сложной ситуации важно верить в возможное новое и обращать внимание на то небольшое, что помогает, на опоры в нашей жизни.

Человек в горе, горюет, так как умеет. Обращение к психологу может стать еще одной опорой и ступенькой, но совершенно не означает, что все горюющие должны и обязаны посещать специалистов. Просто стоит помнить, что у человека всегда остается выбор помочь себе и взять помощь там, где это возможно.

  1. Bonanno GA, Kaltman S. Toward an integrative perspective on bereavement. Psychol Bull 1999;
  2. Кюблер-Росс Э. «О смерти и умирании» 1969;
  3. Фрейд З. «Печаль и меланхолия». М, 1984;
  4. Прайтлер Барбара. «Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести». 2015.