Статьи

РАБОТА С ГОРЕМ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТАНТА


В работе семейного консультанта особое место занимает работа с потерей. В жизни человека постоянно что-то происходит: смена времен года, дней, лет. Приобретения и потери сменяют друг друга (это касается чувств, надежд, предметов материального мира, работы, здоровья, отношений, значимых людей и т.д.). Конечно, все потери имеют разное значение для личности. Особенно тяжело проживается потеря значимых для человека людей. Семейные консультанты знают о том, что пока у клиента не проработана тема горя, работа над другими проблемами часто затягивается.

Дети и подростки глубоко переживают потери близких людей. При работе с ними важно видеть «закрыты» ли потери у их родителей. Приведём пример —учителя в школе характеризовали подростка как крайне импульсивного, взрывного, агрессивного, как и ег мать. А причина во многом заключалась в том, что несколько лет назад у него умер отец, и с тех пор, каждые выходные его мама уходит на кладбище и там рыдает часами. «Незакрытая» травма у мамы усиливает горе подростка.

Дети более младшего возраста в ситуации горя не могут полноценно проходить психолого-медико-педагогическую комиссию и им также должна быть оказана соответствующая помощь. Незаменимым помощником консультанта в таком случае может стать сказкотерапия, арттерапия, беседа.

Hезавршенный гештальт не позволяет клиенту вернуться к жизни. В норме работа с горем длится 1-2 года. Но в случаях потери единственных детей или присутствия сильного чувства вины может не «закрываться» годами. В таком случае клиенту необходимо обратиться к специалисту.

По мнению Ф. Перлза, при работе с горем для консультанта важны три аспекта взаимодействия с клиентом:

1. Чтобы перейти с первой фазы проживания потери (в соответствии с моделью Кюблер — Росс), т.е. фазы «шока и отрицания», клиенту необходимо признать факт смерти значимого человека.

2. Клиенту необходимо вспомнить о мечтах, совместных планах, незавершенных делах. По возможности эти дела следует завершить, хотя бы во внутреннем плане клиента.

3. Фаза оплакивания позволяет клиенту проработать различные чувства: вины, гнева, обиды и т.д. Пойти навстречу своим эмоциям многим клиентам не позволяет неконструктивная установка о том. что «в жизни нужно бороться с чувствами, не распускать их, иначе с ними можно не справиться». Клиент боится собственной боли но она уже есть внутри, и её можно только или прожить или «заморозить ». Иногда клиенту кажется что он «слишком быстро забыл близкого человека» и тогда полезным при работе с горем можп стать нарративный подход.

Эффективным методом работы является техника «Письмо» Клиент пишет письмо близкому человеку в три этапа: письмо; «как кажется клиенту, ответил бы на его письмо умерший человек ; ответ клиента на этот ответ значимого человека [3].

Консультанту следует обратить внимание на наличие/отсутствие суицидальных мыслей у клиента и проработать их по мере необходимости. В таком случае очень важно для клиента найти весомые мотивы для принятия решения остаться в живых. Так, в случае потери единственного ребенка и при отсутствии других близких людей (супруга, родителей, родственников) мотивами могут быть: информация о том, что «подхоронить к ребенку могут только через 10 лет», «а кто это сделает, если рядом нет никого? Значит надо жить, общаться с людьми»; «суицид — это единственный неотмолимый грех для верующего человека».

При потере ребенка теряется надежда на продолжение рода в каком — то смысле собственного бессмертия, а при потере родителей — чувство защищенности, безопасности; при потере cупруга - на первый план выходит одиночество, и во всех случаях возникают

мысли, чувства о конечности собственной жизни. Консультанту важно обратить внимание клиента на эти аспекты.

Основным направлением работы, на наш взгляд, является процесс отделения негативного, болезненного от того позитивного ценного,что связывает клиента с умершим человеком. И, соответственно , сохранения в памяти светлых воспоминаний, благодарности.

4. На этом этапе Ф. Перлз предлагает клиенту представить прощальную церемонию. На наш взгляд, не менее эффективной, но более щадящей для клиента, может быть работа с фото или с «горячим стулом». При этом работа с фото предпочтительнее, особенно,если прошло слишком мало времени или клиенту трудно работать с образами или клиентом является ребенок или подросток.

Наконец, последний этап — это этап принятия или «приветствие сегодняшнему дню». Особенно консультанту важно быть внимательным при работе с детьми и ему необходимо выяснить, кто из взрослых будет жить с ребенком и сможет стать ресурсом для него.

В случаях, когда умер один из родителей, а с другим родителем контакт нарушен или ребенок никогда его не знал, необходимо способствовать воссоединению ребенка с другим родителем. Сошлемся на пример. Из-за потери матери подросток оказался под опекой. Но у него в этом же городе проживает родной отец и другие родственники с его стороны. Много лет назад после развода мама тогда ещё грудного ребенка запретила всякое упоминание о бывшем супруге. Сначала работа велась с опекуном, а затем - с подростком. Первоначально всё, что касалось отца, вызывало у подростка негативные эмоции. Но, оказавшись на «горячем стуле», он начал менять своё отношение к членам семейно — родовой системы со стороны отца, затем встретился с бабушкой и с родным отцом Таким образом, после консультирования в ситуации потери работа с семейно — родовой системой позволила клиенту, впервые с момента своего рождения, встретиться с родственниками. Это не могло не сказаться позитивно на его физическом, эмоциональном, поведенческом уровнях развития. Сейчас он строит позитивные жизненные планы, мечтает о будущей профессии.

Работая с ситуацией потери, психологу неизбежно приходится обращаться к экзистенциальным вопросам бытия, ценностно- смысловым представлениям личности, верованиям. Даже трагические события в жизни человека являются частью его жизненного пути, внутреннего опыта. Эти события вызывают много боли, но их соровождает большое количество энергии и возможность выявления скрытых для самой личности ресурсов. Для принятия и интеграции опыта, клиенту необходимо сделать свои выводы: возможно они будут об обретении веры, желании жить «здесь и сейчас», признании свободы выбора личности, быстротечности жизни, возвращения к вечным ценностям или ещё о чем-то, но это важнейший этап работы с горем [1,2].



Литература:

1. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М., 1997.

2. Кэррел С. Групповая психотерапия подростков. СПб.: Питер, 2002.

3. Малкина - Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.: Изд-во Эксмо, 2005, 2005.